Судья – вершина карьеры (интервью с председателем Арбитражного суда Красноярского края Д. Л. Сурковым, подготовленное при вступлении в должность)

 Указом Президента РФ В. В. Путина от 24 сентября новым председателем Арбитражного суда Красноярского края назначен Д. Л. Сурков, сменивший Т. И. Машкину, бессменно находившуюся на этом посту в течение 15 лет. Практически вся жизнь Дмитрия Леонидовича связана с Иркутском. Здесь он родился, с отличием окончил юридический факультет университета, работал. В Московском государственном университете защитил диссертацию. В настоящее время Д.Л. Сурков – доктор юридических наук, профессор, специалист по конституционному праву, автор более чем 30 научных и учебно-методических работ.
Помимо научно-преподавательской работы, имеет большой опыт работы на различных должностях государственной службы. В том числе председателя Уставной палаты Иркутской области, начальника Главного управления Минюста по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

-  Дмитрий Леонидович, есть ли что-то в деятельности суда, что вы хотели бы изменить, улучшить?

- Одна из самых очевидных проблем – крайне стесненные условия работы. На сегодняшний день в связи с нехваткой помещений в обоих зданиях большинство дел рассматривается в кабинетах судей. При этом небольшие по своему размеру кабинеты заняты двумя судьями, которым приходится согласовывать между собой время назначения заседаний, чтобы исключить возможность помех друг другу. Такое положение не соответствует ни сегодняшним реалиям, ни тому высокому статусу, который государство стремится придать судебной власти. 

 -  Очевидно, ситуация улучшится с завершением строительства нового здания суда?

  - Здание действительно впечатляет. Здесь используются технологии «умного дома». Предусмотрены различные системы, направленные на безопасное и комфортное функционирование. В частности, предполагается зонирование помещений путем введения электронной системы пропуска: при входе в здание суда посетителям будут выдаваться специально запрограммированные электронные чипы, которые позволят им пройти только в определенную часть здания (например, в конкретный зал судебного заседания для участия в процессе). Безопасность в здании и около него также будет обеспечиваться посредством внутреннего и внешнего видеонаблюдения. Запланированы и иные необходимые системы, в том числе пожаротушения, гарантированного бесперебойного электроснабжения (в занимаемых сейчас помещениях иногда возникают проблемы с электроэнергией в связи с большой нагрузкой на старую проводку), «комфортного» кондиционирования (скрытая от внешних глаз, не портящая фасад), а также система защиты информации и объектов информатизации, не допускающая какой-либо утечки сведений. Сигналы со всех систем будут передаваться на единый диспетчерский пункт, дистанционно контролирующий их необходимое функционирование. 
Дела будут рассматриваться в 20-ти специально оборудованных залах судебных заседаний. Предусмотрены также зоны рекреации для сотрудников суда (комната отдыха, тренажерный зал).
Ожидание процессов будет более комфортным за счет просторных холлов, в которых установят достаточное для посетителей количество кресел. Предусмотрено и специальное помещение, в котором лица, участвующие в процессе, смогут ознакомиться с материалами дела. В нем планируется разместить несколько рабочих столов, будет работать соответствующий персонал, осуществляющий работу по поиску необходимого дела и контролю за процессом его ознакомления, а также обеспечена возможность копирования материалов судебных дел.
Доступность и открытость правосудия воплотится в системе аудио-, видеоконференцсвязи. Плазменными мониторами планируется оборудовать залы судебных заседаний. Это позволит наблюдать за происходящим в процессе в любое время, в том числе и журналистам. Если судебное заседание продлится долго, то таким наблюдателям можно без ограничений на некоторое время отлучиться и затем вернуться, к примеру, уже на оглашение резолютивной части решения, в случае опоздания на судебное заседание журналисты также не будут лишены возможности смотреть за процессом.
Фасад здания уникальный: плитка и витражи обладают эффектом самоочищения. Поверхность не позволяет глубоко оседать на ней пыли, копоти и иным загрязняющим атмосферу элементам, а при первом дожде или снеге с фасада все бесследно смывается. Такое внешнее оформление нацелено на то, чтобы в течение 10-15 лет после ввода здания в эксплуатацию избежать затрат на его ремонт.     

  -  Почти фантастика. Остается лишь ожидать, пока это строительное чудо будет сдано в эксплуатацию…   

- К сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Строительство начато в 2003 году, однако на начало декабря текущего года освоено лишь 40 процентов от сметной стоимости объекта. Тем не менее, планируемый срок сдачи объекта -2010 год. И основной своей задачей я считаю завершение строительства нового здания суда в этот срок.

  -  Вместе с тем есть и другие задачи. Например, реализация судебной реформы.

- А это все взаимосвязано. Важнейшие направления реформы - улучшение материальных условий деятельности судов и информатизация. В частности, приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы утвержден План мероприятий на этот период. Отдельными блоками выделены информатизационное, нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности арбитражных судов. Среди мероприятий - изучение результатов исследования в области правового регулирования досудебных и внесудебных процедур регулирования споров, в том числе возникающих из административных правоотношений; изучение результатов исследования, проводимого в целях определения порядка обязательного декларирования судьями своих доходов и имущества; подготовка предложения о целесообразности использования механизма последующего судебного контроля арбитражных судов посредством вынесения частных определений. Одним из мероприятий кадрового обеспечения является создание системы дистанционного обучения судей, помощников судей, работников аппаратов арбитражных судов.

- Понятно. В новом здании как раз и предусматривается комплекс мероприятий первого блока. Однако другие не менее интересны. Например, развитие досудебных и внесудебных процедур. По вашему мнению, у этой практики есть будущее?

  -  Несомненно. И дело не только в большом количестве дел, соответственно, значительной нагрузке судей. На мой взгляд, цель судебного разбирательства, особенно в арбитражном процессе, не просто сказать: ты прав, а ты виноват, но по возможности помочь сторонам прийти к соглашению, примирить обе стороны, чтобы они остались довольны решением, справедливым и законным. Ведь зачастую есть стремление сторон и к диалогу, и к минимизации затрат на госпошлину, адвокатов. Механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров, в частности медиация, имеют большое будущее и Высший Арбитражный Суд РФ сегодня поддерживает их развитие. Кстати, когда я работал в Иркутске и возглавлял департамент по мировым судьям, мы выиграли конкурс, который проводило Минэкономразвития именно по досудебному разрешению споров. Нами были разработаны механизмы, регламенты такого регулирования. Правда, это несколько иная система - органы исполнительной власти. Однако с участием ученых, с участием независимых экспертов эти наработки вполне могут быть использованы и при разрешении хозяйственных споров.

  -  Коснемся кадрового вопроса. Как человек, имеющий значительный опыт в научно-преподавательской деятельности, вы, вероятно, можете оценить сегодняшнее качество подготовки в вузах… 

  -  Мне трудно судить по Красноярску, но по иркутскому опыту могу сказать, что сегодня нет такого вуза, который бы на 100 процентов удовлетворял требования по подготовке специалистов. Раньше таким учебным заведением был иркутский госуниверсит. Его выпускники работают по всей Восточной Сибири. Сегодня вузов с юридическими факультетами очень много, а круг преподавателей ограничен. Кроме того, из-за недостаточной оплаты труда преподаватели одного вуза идут одновременно во второй, третий зарабатывать какие-то минимальные деньги, и это неизбежно сказывается на качестве подготовки специалистов. Относительно Красноярска, то возможно, на ситуацию здесь повлияет создание Сибирского федерального университета. Я думаю, здесь нужно концентрировать лучших преподавателей не только Красноярска, но и всего Сибирского федерального округа, создавая им надлежащие условия для профессиональной деятельности. Что же касается практических навыков будущих специалистов, то мы готовы брать студентов на ознакомительную, преддипломную практики с тем, чтобы они потом работали либо секретарями, либо помощниками судей. Судья, с моей точки зрения, – это вершина юридической карьеры.   

 - Существует распространенное мнение о «закрытости» судебной системы, как в плане формирования судейского корпуса, так и информационной открытости деятельности по отправлению правосудия…   

  -  Что касается процедуры формирования, то она, в принципе, прописана в законодательстве. Другое дело, что в ряде случаев эта процедура достаточно длительная и закрытая. Например, достаточно закрыто идет процесс отбора кандидатов в администрации Президента. Процесс не урегулирован никакими правовыми актами и это один из предметов обсуждения судейского сообщества. Сроки установлены указом Президента РФ, но нередко не соблюдаются. Есть факты, когда кандидат год, два, три находится в «подвешенном состоянии». 
Что касается закрытости судебной системы «вообще», то это специфическая ветвь власти, отличающаяся от исполнительной и законодательной. Право – достаточно сложная материя и объективную оценку здесь могут дать только специалисты. Поэтому прямой общественный контроль здесь затруднен в силу недостаточной правовой грамотности значительной части населения. Тем не менее, я считаю, что такой контроль необходим, но это должен быть контроль профессионалов – юристов, адвокатов, в частности, посредством профессиональных ассоциаций. И конечно, общественный контроль не должен использоваться как средство давления на суд.

 -  А такое давление есть?   

- Достаточно часто. Например, при помощи средств массовой информации. Вообще сегодня отработана масса технологий воздействия на суд. Например, судье заявляется отвод. Основание – оказывается, он является акционером общества, участвующего в деле. Судья об этом и слыхом не слыхивал. Однако на свет появляется сфальсифицированная бумага - вот, пожалуйста, вы владеете одной акцией. Мы вам заявляем отвод. Так что грязные технологии сегодня применяются не только против политиков. Поэтому очень важной своей задачей, как председателя суда, считаю задачу отстаивать независимость судей, создавать условия, при которых они были бы защищены от любого давления со стороны. 
Что же касается информационной открытости, то судебная система достаточно открыта. В частности, работает Интернет-сайт Арбитражного суда Красноярского края. На сайте ежедневно размещается новостная информация о делах, рассматриваемых в арбитражном суде. В ближайшей перспективе планируется размещение в Интернет-пространстве всех судебных актов арбитражных судов. Арбитражным судом Красноярского края осуществляется сотрудничество с правовыми системами «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс» по предоставлению наиболее интересных и актуальных с точки зрения правоприменительной практики судебных актов Арбитражного суда Красноярского края для размещения в базах данных этих правовых систем. Ведется работа по совершенствованию сайта. На обновленном сайте планируется разместить образцы процессуальных документов, необходимых для обращения в суд, будут размещаться обзоры судебной практики Арбитражного суда Красноярского края, а также представляющие интерес для широкой общественности постановления президиума суда. Кроме того, сайт будет оснащен удобным поиском, с помощью которого любой желающий сможет найти всю интересующую его информацию об Арбитражном суде Красноярского края. 

Беседовал Вячеслав Засыпкин

Опубликовано: 09.07.2012 12:44 Обновлено: 24.01.2013 13:27