Информация к пресс-конференции

Участвовали:

• судья апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края Нина Михайловна Демидова

• судья административно-правовой коллегии Арбитражного суда Красноярского края Екатерина Всеволодовна Севастьянова

• судья административно-правовой коллегии Арбитражного суда Красноярского края Елена Алексеевна Иванова

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ деятельность по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу действующего законодательства в настоящее время на территории Красноярского края лицензирование пассажирских перевозок осуществляется Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. На Управление возложены также функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе надзор за исполнением юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, установленных нормативными актами требований.

Наиболее часто допускаемыми перевозчиками правонарушениями являются: - нарушение продолжительности рабочего времени и времени отдыха водителей, - отсутствие медицинского осмотра водителей, - отсутствие или ненадлежащее оформление путевых листов, - ненадлежащее техническое состояние или оборудование транспортных средств, -отсутствие у водителей графиков движения. Основаниями обращения с заявлениями о привлечении к административной ответственности также являются: отсутствие лицензионных карточек, отсутствие технического осмотра транспортных средств, отсутствие у перевозчиков согласованного расписания движения по маршруту, отсутствие стажировок водителей транспортных средств, отсутствие или ненадлежащее ведение учета и анализа ДТП. Нарушение перевозчиком лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок на сегодняшний день чревато для нарушителя следующими последствиями: - административным штрафом, размер которого колеблется от 30 до 500 минимальных размеров оплаты труда (от 3 до 50 тысяч рублей), в зависимости от субъекта правонарушения, характера нарушений, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств, - административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, - аннулированием лицензии. Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. С июля 2005 года статья 14.1 КоАП дополнена частью 4, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Согласно статье 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное)

До 01.06.06 в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган в соответствии со статьей 13 указанного Закона вправе был приостановить действие лицензии. В этом случае лицензирующий орган обязан был установить срок для устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не мог превышать 6 месяцев.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранял указанные нарушения, лицензирующий орган обязан был обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий влекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, в соответствии со статьей 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия могла быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

С 1 июня 2006 года действует иной порядок (статья 13 указанного Закона изложена в другой редакции, изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ). Действие лицензии может быть приостановлено на основании решения арбитражного суда на срок до 90 суток в случае осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата (до 90 суток).

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии действие лицензии прекращается. Привлечение к административной ответственности.

За 9 месяцев 2006 года от Управления госавтодорожного надзора поступило 137 заявлений или 29, 8% от числа рассмотренных арбитражным судом заявлений о привлечении к административной ответственности. По 85% заявлений принято решение о привлечении к ответственности.

В 2005 году арбитражным судом рассмотрено 134 заявления о привлечении перевозчиков к ответственности по части 3 статье 14.1 КоАП (39,2% от числа рассмотренных арбитражным судом заявлений о привлечении к административной ответственности). По 107 рассмотренным заявлениями (80%) принято решение о привлечении к ответственности. Таким образом, очевидно, что абсолютное большинство заявлений органов автодорожного надзора удовлетворяется.

Аннулирование лицензий на осуществление пассажирских перевозок

В 2005 году арбитражным судом было рассмотрено 8 дел по заявлениям органов автодорожного надзора об аннулировании лицензии. К примеру, аннулированы лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, выданные индивидуальным предпринимателям Фрейман А.А., Овсову Г.А., Киселевой Н.Х. (маршрут № 71), обществу с ограниченной ответственностью «Русич-Асс», обществу с ограниченной ответственностью «Вираж» в связи с нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой травмирование пассажиров. В первом полугодии 2006 году арбитражным судом было рассмотрено 6 дел по заявлениям органов автодорожного надзора об аннулировании лицензии. Арбитражным судом были аннулированы лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, выданные индивидуальным предпринимателям Кудинову В.Г. (маршрут № 90), Кошманову С.А., Трупп А.В. (маршрут № 90), обществу с ограниченной ответственностью «МАН-1», в связи с тем, что не устранены в установленный срок нарушения, выявленные лицензирующим органом.

Опубликовано: 09.08.2012 14:38 Обновлено: 08.06.2023 13:43