Н.А. Морозова. Распорядительные полномочия сторон в спорах, возникающих из публичных правоотношений
Понятие и содержание распорядительных полномочий сторон спора
Под распорядительными полномочиями (действиями) сторон в арбитражном процессе традиционно понимаются следующие права[1].
Право на отказ от иска, полностью или в части. Это право принадлежит истцу. Под ним понимается предоставленная истцу возможность отказаться от всех своих притязаний к ответчику или от их части, что влечет прекращение производства по делу.
Права на изменение предмета или основания иска, на уточнение иска также принадлежат истцу. Под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику. Применительно к изменению предмета иска в литературе отражены два возможных подхода: изменение способа защиты субъективного права или изменение объекта спора[2]. Под основанием иска понимаются обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований. Из таких обстоятельств вытекает правоотношение, в рамках которого возник спор. Изменение основания иска — это указание на иные обстоятельства. При изменении и основания, и предмета иска нарушается его тождество заявленному иску. Возникает, по сути, новый иск, который должен быть заявлен заново и рассмотрен в рамках отдельного процесса.
Уточнение иска чаще всего связано с количественным изменением предмета иска путем увеличения или уменьшения способов защиты. Возможно два проявления уточнения иска: в части избранных способов защиты и в отношении объекта требования в рамках одного и того же способа защиты[3].
Право признания иска полностью или в части принадлежит ответчику. Под ним понимается возможность ответчика признать правомерность требований истца, согласиться с ними, после чего спор прекращается. Признание иска нельзя путать с признанием факта.
Право на заключение мирового соглашения. Это право принадлежит обеим сторонам и может быть реализовано только по согласию между ними. В основе мирового соглашения лежит примирение сторон, основанное на их взаимных уступках, выгодное для каждой из них. Законодательной основой заключения таких соглашений с процессуальной точки зрения служит ст. 190 АПК РФ.
Правовая природа соглашений по спорам, вытекающим из публичных правоотношений, аналогична природе мировых соглашений[4]. С одной стороны, такие соглашения являются процессуально-значимыми действиями. Они влекут определенные процессуальные последствия (прекращение производства по делу — ст. 150 АПК РФ). Их заключение происходит под контролем суда (соглашение подлежит утверждению судом — ч. 4 ст. 139 АПК РФ). Суд должен проверить соглашение на соответствие закону и соблюдение интересов сторон (ст. 141 АПК РФ). В процессуальных отношениях стороны равны и вправе заключать подобные соглашения.
С другой стороны, соглашение является договором[5]. Но в материально-правовых отношениях, из которых возник спор, стороны неравны, круг их прав и обязанностей определен законом и не может произвольно изменяться. Это обстоятельство значительно сужает сферу применения института соглашений в публичных спорах и, по мнению некоторых авторов, свидетельствует о невозможности его использования[6].
При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, сторонами спора являются заявитель и ответчик. Между ними распределяются распорядительные полномочия.
Согласно ст. 189 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими законами. В отношении распорядительных полномочий сторон споров, вытекающих из публичных правоотношений, иное не предусмотрено. Более того, в отношении права на заключение мирового соглашения прямо указано, что стороны могут использовать его для урегулирования экономических споров, вытекающих из публичных правоотношений[7].
Таким образом, стороны публичных споров теоретически вправе использовать все возможности, охватываемые понятием «распорядительные полномочия». Однако на практике чрезвычайно редко их используют. Это обусловлено в первую очередь несогласованностью норм АПК РФ. Предоставляя право сторонам публичных споров использовать распорядительные полномочия, законодатель в полной мере не учел специфики рассмотрения таких споров и особенностей материальных правоотношений, из которых они возникают.
В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать положения АПК РФ и некоторых других нормативных актов, практику их применения с целью ответить на вопросы: все ли распорядительные полномочия могут быть задействованы сторонами различных категорий публичных споров, рассматриваемых арбитражными судам, и каковы особенности их реализации?
Распорядительные полномочия сторон в делах о взыскании недоимки и пени
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждаются в арбитражных судах на основании заявлений государственных и иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 213 АПК РФ).
Обязательность таких платежей, их размер и порядок уплаты установлены законом. Нормы соответствующих законов являются основанием иска. Кроме того, орган при подаче заявления должен указать сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. Платеж в конкретном размере или сумма санкции составляют предмет требований.
Заявитель может отказаться от заявления, т. е. отказаться от идеи взыскания с лица суммы платежа или суммы санкции, может изменить размер взыскиваемой суммы. Представляется, что все это он вправе сделать, только если законом не установлена обязанность ответчика платить[8] или размер платежа (санкции) по закону определяется в другом размере[9]. Суд обязан проверить соответствие закону нового требования (отказа от него), равно как он был бы обязан проверить прежнее требование и отказать в удовлетворении заявления полностью или в части, если требование не соответствует закону. Таким образом, процессуальных препятствий для отказа заявителя от заявления или изменения предмета иска нет. Однако целесообразность подобных действий может быть подвергнута сомнению.
По мнению автора, заявитель не может изменить основание заявления, т. е. указать иной закон, из которого вытекает обязанность вносить платеж или уплатить санкцию. Данное изменение автоматически повлечет обязанность осуществить другой платеж[10]. Это должно быть оформлено новым заявлением.
Ответчик может признать иск полностью либо в части. Но суд должен проверить соответствие признаваемых требований закону. Ответчик может ошибаться относительно наличия у него обязанности платить недоимку или санкцию либо неверно представлять себе ее размер. Иными словами, даже в случае признания ответчиком заявления суд все равно рассматривает дело по существу[11]. Тем самым признание заявления ответчиком утрачивает свою привлекательность и для суда, и для сторон. Хотя процессуальных препятствий для реализации такого полномочия нет.
Мировое соглашение — взаимное соглашение сторон об урегулировании спора в добровольном порядке, основанное на взаимных уступках. Что может предложить ответчик стороне, инициировавшей спор? У него либо есть обязанность платить определенные суммы, либо ее нет. Размер обязанности определен законом или иным актом. Ответчик может либо согласиться с требованиями заявителя, либо продолжать их отвергать.
Орган, обратившийся с заявлением, не вправе ни изменить обязанность против предусмотренного законом размера, ни заменить одну обязанность другой. ни даже предоставить отсрочку или рассрочку. Порядок предоставления таковых установлен нормативными актами[12], где четко определен круг субъектов, которым они предоставляются, их основания и процедура. Заявитель может отказаться от заявления полностью, если обязанность ответчика платить не установлена законом; изменить размер опять же на основании закона.
Таким образом, сторонам не о чем заключать мировое соглашение. Их действия могут быть сведены только к признанию заявления, отказу от него или уточнению размера. Это происходит в одностороннем порядке в рамках других процессуальных возможностей.
Распорядительные полномочия сторон в делах об оспаривании нормативных актов
Дела об оспаривании нормативных актов (признании их недействующими) рассматриваются арбитражными судами по заявлениям лиц, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затронуты данным актом, последний незаконно возлагает на них какие-либо обязанности или создает иные препятствия, и если, по мнению лица, этот акт противоречит акту большей юридической силы (ч. 2 ст. 191, ч. 1 ст. 192 АПК РФ).
Итак, признание акта (или отдельных его положений) недействующим —предмет заявленных требований, а противоречие обжалуемого акта актам большей юридической силы — основание требований. Факт ущемления актом прав лица является условием для обращения в суд.
В подобной ситуации суд может принять одно из двух решений: нормативный акт законен (соответствует иным актам, имеющим большую юридическую силу) или незаконен. Отдельно суд должен проверить полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 194 АПК РФ). Выход органа за пределы своих полномочий при принятии акта — одно из оснований для признания его незаконным, поскольку акт был принят в противоречие нормативному акту, которым закреплена компетенция данного органа.
Заявитель вправе отказаться от заявления полностью или в части[13], а ответчик вправе его признать. Однако в силу прямого указания ч. 8 ст. 194 АПК РФ «отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу». Иными словами, совершение отказа от заявления (его признание) не влечет прекращения рассмотрения дела. Это делает названные действия бесполезными. Таким образом, данные полномочия не реализуются в указанных делах.
Здесь, кстати, возникает интересное противоречие между нормами АПК РФ. Признание органом заявления не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу. Вместе с тем «обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт» (ч. 6 ст. 194 АПК РФ). Получается, что орган признает требование, а суд все равно истребует с него доказательства законности акта. Хотя с точки зрения здравого смысла такая ситуация маловероятна.
Заявитель вправе изменить предмет иска[14], а именно уменьшить или увеличить число оспариваемых положений в акте. Реализация заявителем этого полномочия может быть целесообразна, и для нее нет процессуальных препятствий. Но сторона не вправе, например, предложить изменить формулировку положения акта или толковать его определенным образом в целях применения.
Заявитель может изменить основание заявления[15] — указать иные акты, которым противоречит оспариваемый акт. Однако суд все равно «не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме» (ч. 5 ст. 194 АПК РФ). Суд будет проверять положения нормативного акта независимо от инициативы заявителя. Значит, можно и не менять основания иска.
Что касается права на заключение мирового соглашения по делам об оспаривании нормативных актов, то именно для этой категории дел Верховный Суд РФ указал следующее. Отказ лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, от заявленного требования не влечет за собой прекращения производства по делу, а признание требования органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Поэтому (учитывая также, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении дела, так и для лиц, не участвующих в нем) утверждение мирового соглашения по делам данной категории недопустимо[16].
Таким образом, в судебной практике существует два диаметрально противоположных подхода к обозначенной проблеме. На взгляд автора, следует согласиться с точкой зрения, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48. Действительно, нормативный акт (его отдельные положения) либо законен, либо нет. Соответственно, исходя из смысла заявляемых требований по указанным делам невозможно заключение мировых соглашений.
Распорядительные полномочия сторон в делах о привлечении к административной ответственности
С 2002 г. арбитражные суды в Российской Федерации полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Орган, составивший протокол об административном правонарушении, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ответчика), к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Это требование является предметом заявления. Конкретный вид санкции и ее размер определяет суд. Основанием заявленных требований служит совокупность обстоятельств, которые подлежат установлению (ч. 6 ст. 205 АПК РФ, ст. 26.1 КоАП РФ):
1) имелось ли событие административного правонарушения;
2) имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
3) есть ли вина лица в совершении правонарушения;
4) есть ли полномочия на составление протокола у административного органа, составившего протокол;
5) предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения.
Отсутствие любого из перечисленных обстоятельств влечет невозможность привлечения к ответственности. Кроме того, следует установить, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол (т. е. нет ли обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности. К таковым относятся: истечение срока для привлечения к ответственности; действие лица в состоянии крайней необходимости или невменяемости; малозначительность деяния; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство; и иные, указанные в ст. 24.5 КоАП РФ. При их наличии привлечение к ответственности также невозможно).
Орган, инициировавший рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности (заявитель), может отказаться от заявленных требований[17]. Далее возникает сложная и интересная с точки зрения теории права ситуация. Если арбитражный суд будет считать себя органом правосудия, то при отсутствии инициативы по «поддержке обвинения» со стороны заявителя суд должен прекратить производство по делу. Если же исходить из основных начал административно-юрисдикционного производства, то функция по «поддержке обвинения» переходит от лица, составившего протокол, к лицу, рассматривающему дело. В данном случае отказ заявителя от заявления не является для арбитражного суда обязательным. Суд должен рассмотреть дело по существу.
По мнению автора, исходя из того, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд — единственный орган, который использует состязательную модель рассмотрения дела, в случае отказа заявителя от заявления арбитражный суд прекратит производство по делу.
Основанием иска служит требование о привлечении к ответственности. В этом смысле заявитель не может изменить требование. Он не вправе требовать привлечения к другому виду ответственности. Конкретную санкцию или ее размер должен определить суд.
Заявитель также не вправе изменить основание иска. Правонарушение либо имело место, либо нет. Лицо его или совершало, или нет. Оно наказуемо по нормам права либо вообще не является противоправным деянием. Или вина лица подтверждается, или при наличии обстоятельств, исключающих виновность лица, или ее недоказанности о правонарушении вообще говорить не приходится. Орган либо полномочен на составление протокола, либо нет. Возможен только случай уточнения основания иска — дополнение перечня нарушенных норм при условии, что это не изменит квалификации деяния. Покушение на отношения, защищаемые иными нормами, может дать в результате совокупность правонарушений или вообще другое правонарушение.
При исследовании распорядительных полномочий сторон на изменение основания и предмета иска представляет интерес разъяснение, изложенное в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. Суд вправе произвести переквалификацию — указать иную статью, т. е. изменить основание иска по собственной инициативе. Такая возможность дана арбитражному суду только при рассмотрении данной категории дел.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (терминология КоАП РФ), или ответчик (терминология АПК РФ) может признать заявленные требования. Однако к признанию заявления по указанным делам нужно относиться с большой осторожностью.
При привлечении к административной ответственности действует презумпция невиновности, согласно которой лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ), и это лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 названной статьи). Приведенным положениям корреспондирует ч. 5 ст. 205 АПК РФ.
По мнению председателя Третьего арбитражного апелляционного суда Д. Н. Шошина, «готовность лица понести административную ответственность не должна быть решающим аргументом для арбитражного суда при рассмотрении соответствующего дела»[18]. В противном случае существует большая вероятность несоблюдения принципа презумпции невиновности.
На взгляд автора, в случае признания ответчиком заявления о привлечении его к административной ответственности суд должен, руководствуясь ч. 5 ст. 49 АПК РФ, проверить соответствие отказа закону, т.е. наличие всех условий для привлечения к ответственности. Иными словами, суду придется рассмотреть дело по существу. В связи с этим признание ответчиком иска может и не производиться — процессуальных последствий нет.
Лицо может признать отдельные обстоятельства[19], например то, что оно совершило правонарушение, но при этом говорить, что деяние было безвиновным, или настаивать на иной квалификации. Признание отдельных фактов способно облегчить работу суда по выяснению истинных обстоятельств.
Заключение мирового соглашения по таким делам, по мнению автора, невозможно. Обязанность понести административную ответственность — безусловная обязанность лица, наступающая при н 1личии перечисленных выше обстоятельств. Этой обязанности корреспондирует «правообязанность»[20] органа привлечь лицо к ответственности. Данная обязанность возникает перед государством, а не перед органом. Последний не может распоряжаться исполнением подобной обязанности: отменять ее обязательность или заменять на какую-либо иную.
Предоставление отсрочек и рассрочек при исполнении отдельных видов наказаний относится к компетенции органа, рассматривающего дело (в нашем случае — арбитражного суда), основания и порядок их предоставления определены законом (глава 31 КоАП РФ). Органу нечего предложить ответчику в качестве уступок при заключении мирового соглашения. Единственный случай, когда орган мог бы что-то предпринять в интересах лица, совершившего правонарушение, — принятие органом на себя обязанности по разъяснению правонарушителю положений закона, незнание или неверное понимание которых привело к совершению правонарушения. Однако неясно, насколько подобная ситуация требует заключения мирового соглашения. Отвечать на вопросы хозяйствующих субъектов — несомненная обязанность уполномоченных органов.
Ответчик дополнительно к обязанности понести административную ответственность может принять на себя связанные с ней обязанности: возместить причиненный вред, провести профилактику аналогичных нарушений в своих структурных подразделениях и т. д. Возможно, такие дополнительные обязанности могли бы стать основой для заключения соглашений. Правда, расширяется круг обстоятельств, которые должен исследовать суд при проверке соответствия соглашения закону, по сравнению с обстоятельствами, необходимыми для привлечения к ответственности. Например, придется исследовать вопрос о наличии вреда и его размере. Неясно, возможно ли это в процессе по привлечению к административной ответственности в арбитражном суде. Статья 4.7 КоАП РФ допускает подобную возможность, но автору не удалось найти ни одного такого случая в практике.
Обнаружив гипотетическую возможность для заключения мировых соглашений по рассматриваемым делам, проанализируем процессуальные вопросы, возникающие при реализации сторонами данного распорядительного полномочия. Заключение мирового соглашения оформляется определением, которое исполняется добровольно. Однако административная ответственность не может быть понесена добровольно. Одним из ее необходимых оснований (процессуальным) является акт уполномоченного органа о привлечении к ответственности. Следовательно, уплата штрафа или конфискация становятся возможными только при выдаче исполнительного листа.
В связи с этим, во-первых, заключение сторонами мирового соглашения утрачивает смысл; во-вторых, встает вопрос о сроках обращения исполнительного листа к исполнению. Должно ли это произойти в течение одного года, как в случае с судебным актом по делу об административном правонарушении (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)? Но, строго говоря, исполнительный лист судебным актом не является, он выдается на основании судебного акта. Либо исполнительный лист должен быть предъявлен к исполнению в течение трех лет в соответствии с ч. 1 ст. 21 названного Закона? Но тогда возникает противоречие со ст. 31.9 КоАП РФ, где закреплен годичный срок для исполнения наказаний.
Указанные процессуальные сложности в совокупности приводят к выводу о невозможности заключения мировых соглашений в спорах о привлечении к административной ответственности, рассматриваемых в арбитражных судах[21].
Распорядительные полномочия сторон в делах об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
Заявителем по таким делам выступает невластный субъект административного права, т. е. лицо или организация, в отношении которых органом реализованы принадлежащие ему властные полномочия, выразившиеся в совершении следующих юридически значимых действий[22]:
1) принятие акта. Имеется в виду принятие индивидуального акта. В науке административного права он традиционно противопоставляется акту нормативному, оспаривание которого рассматривалось выше. В ненормативном акте орган исполнительной власти в результате правоприменения определил права и обязанности лица, возложил на него обязанности, как полагает лицо, неправомерно;
2) в качестве разновидности названного акта может выступать постановление органа административной юрисдикции о привлечении к административной ответственности;
3) принятие решения. В отличие от ненормативного акта, который издается в строго определенных законом случаях и форме, все прочие письменные волеизъявления органа входят в категорию «решения»;
4) совершение действий, которые по своей сути порождают те же последствия, что и ненормативный акт (решение), но не имели письменного (документального) выражения.
В качестве предмета обжалования может выступать и бездействие, т. е. отсутствие действий (в том числе по принятию акта или вынесению решения) в ситуациях, когда обязательность их совершения предписана законом.
Предметом требований являются: признание недействительными ненормативных правовых актов; признание незаконными решений и действий (бездействия) органов и лиц; оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Основания требований едины для всех дел данной категории. Это совокупность следующих обстоятельств: несоответствие акта (решения, действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (как вариант — несоответствие отсутствия действий по их принятию или совершению) и нарушение тем самым прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ). Применительно к актам о привлечении к ответственности нарушение выражается в возложении обязанности понести административную ответственность.
Заявитель вправе отказаться от заявления полностью или в части. В случае соответствия закону такой отказ будет принят судом.
Изменение предмета требования, на взгляд автора, невозможно. Сторона либо просит признать акт недействительным, решение или действия (бездействие) незаконными, отменить постановление о привлечении к ответственности, либо нет.
Заявитель, думается, вправе изменить основания заявления в смысле их уточнения. Он может указать дополнительно права, которые ущемляются, привести дополнительные ссылки на нормы, которым не соответствует оспариваемый акт, решение, действие (бездействие).
Ответчик — орган, принявший акт, решение, совершивший действие или допустивший бездействие, вправе признать требования. Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Если орган признает требования, это его право. Суд не обязан проверять что-либо по своей инициативе. Суд проявляет инициативу по сбору доказательств, только если орган отказывается от доказывания правомерности своих действий, решений, актов, но при этом не признает их неправомерности (ч. 6 ст. 200 АПК РФ).
Возможность заключения мирового соглашения между сторонами по делам такого рода признается в первую очередь судебной практикой. Например, соглашения были заключены по делам:
- об обжаловании действий государственного органа при проведении проверки и ее результатов[23];
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица (акта о регистрации)[24];
- о признании недействительными решения и предписания государственного органа о нарушении законодательства[25];
- об оспаривании отказа в регистрации юридического лица[26], а также в некоторых иных случаях[27].
Не все судебные акты, которыми были утверждены соглашения, были оставлены в силе вышестоящими судебными инстанциями. Не всегда можно согласиться с возможностью урегулирования подобного дела с помощью мирового соглашения или с отдельными условиями таких соглашений. Тем не менее именно по указанной категории дел предпринимаются попытки заключить мировые соглашения, изредка они даже заключаются.
Это свидетельствует о значимости и востребованности данной возможности. Здесь неизбежно возникают вопросы о предмете соглашений, о пределах полномочий органов власти и их должностных лиц на заключение соглашений по такого рода делам. В рамках настоящей статьи ответить на поставленные вопросы затруднительно, они должны составлять предмет отдельного исследования. Обозначим лишь некоторые общие моменты, касающиеся заключения подобных соглашений.
Безусловно, судам надлежит очень внимательно проверять соглашения на предмет соответствия материальным и процессуальным законам. Следует согласиться с утверждением, что «обязанности в сфере государственного управления не могут быть предметом торга»28. Значит, предметом таких соглашений могут быть только какие-либо сопутствующие обязательства или в ряде случаев порядок исполнения обязанностей.
Кроме того, как совершенно справедливо указал Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», «арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность».
В принципе, согласно общей теории административного права, метод властных предписаний — далеко не единственный метод государственного управления, и возможность органов государственного управления вступать в горизонтальные правоотношения с подвластными им субъектами не требует специального закрепления. Однако при этом органы не могут заключать соглашения по вопросам, не отнесенным к их ведению, или использовать ресурсы, не находящиеся в их распоряжении. Такие соглашения являются ничтожными. Как был бы ничтожным и принимаемый органом акт по вопросам, не входящим в его компетенцию.
Органы не могут также заключать соглашения, касающиеся прав и обязанностей третьих лиц.
Все подобные соглашения должны заключаться в интересах государства (общества или его части), а не самого органа, и уж тем более не в интересах его должностных лиц. При этом третьи лица могут получать выгоду от исполнения заключенного соглашения.
Заключение таких соглашений возможно лишь в том случае, если материальное право допускает варианты в регулировании спорного правоотношения, т. е. прямо не запрещает отступления от установленного им порядка (невозможность уменьшения суммы налогов; отступления от санитарно-эпидемиологических норм и правил; освобождения от административной ответственности). Это могут быть нормы как административного, так и других отраслей публичного права — финансового, таможенного, экологического, земельного и проч.
Данные соглашения, как и любой договор, должны быть эквивалентными. Однако это не означает, что полученное по таким соглашениям обязательно должно представлять собой материальные ценности.
Опубликовано в журнале "Арбитражная практика" № 9 2008 г.
[1] Комментарий к АПК РФ (постатейный) / Под ред. В. Ф. Яковлева, М. К. Юкова. М.: Городец, 2003 // СПС «Консуль-
тантПлюс». Раздел «Комментарии законодательства» (комментарий к ст. 4 АПК РФ); Арбитражный процесс: Учебник для
вузов / Под ред. М. К. Треушникова. М.: Городец, 2007 // СПС «КонсультантПлюс». Раздел «Комментарии законодатель
ства» (введение); Русинова Е. Р. Распорядительные права сторон в гражданском процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. Ека
теринбург, 2003.
[2] Комментарий к АПК РФ (постатейный) / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007 // СПС «Консультант-
Плюс». Раздел «Комментарии законодательства» (комментарий к ст. 49 АПК РФ
[3] Там же.
[4] В литературе нет единства мнений по вопросу о правовой природе мирового соглашения. Согласно одной из точек зрения, мировое соглашение — процессуальное действие, имеющее определенные процессуальные последствия (см., напр.: Гукасаян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. С. 129; Тараненко В. Ф. Принципы диспозитивности и состязательности в советском гражданском процессе. М., 1990. С. 24). Сторонники противоположной точки зрения считают, что мировое соглашение — это договор, гражданско-правовая сделка (см., напр.: Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. М., 1995; Зейдер Н. Б. Гражданские процессуальные правоотношения. Саратов, 1965. С. 17). Третья точка зрения объединяет в себе две первые. Мировое соглашение рассматривается как явление, имеющее двойственную природу, сочетающее материально правовые и процессуальные элементы (см., напр.: Прохоренко В. В. Правовая природа мирового соглашения // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Екатеринбург, 2002. С. 345; Абдрашитов А. М. Мировое соглашение как юридический факт и как фактический состав // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 2). Автор придерживается третьего подхода.
[5] Тот факт, что мировое соглашение является отчасти договором, позволяет квалифицировать его как гражданско-пра
вовую сделку, к которой применяются все нормы гражданского права, кроме случаев, когда эти нормы неприменимы из-
за противоречия с процессуальной стороной мирового соглашения. Судебная практика свидетельствует, что мировое со
глашение нельзя признать недействительным по иску как обычную сделку. Следует обжаловать судебный акт, которым
оно было утверждено.
[6] Некоторые авторы выступают против таких соглашений (см., напр.: Алещев И. Худой мир лучше доброго спора? // ЭЖ-Юрист. 2006. № 34; Рожкова М. А. Мировое соглашение в арбитражном суде // Вестник ВАС РФ. 2003. № 9, 10).
М. А. Рожкова в упомянутой статье обосновывает невозможность заключения мирового соглашения по спору, вытекающему из публичных правоотношений, недопустимостью заключения взаимной возмездной гражданско- правовой сделки в отношении исполнения односторонней публично-правовой обязанности. Оспаривая изложенную точку зрения, В. М. Зарипов отмечает, что в суде все участники спора обладают равными процессуальными правами (См.: Зарипов В. М. О налогах договариваются // Коллегия. 2003. № 2).
[7] Статья 190 АПК РФ; п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с
введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
[8] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2008 № Ф04-606/2008(1305-А03-15).
[9] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 № Ф08-1696/2008-807А.
[10] Постановление ФАС. Поволжского округа от 25.10.2007 по делу № А57-10/2007-22.
[11] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2005 по делу № А31-6409/13: «Суд вне зависимости от признания налогоплательщиком требований налогового органа о взыскании обязательных платежей устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы».
[12] См., напр.: постановления Правительства РФ от 03.09.2007 № 557 «О реструктуризации задолженности организаций,
зарегистрированных на территории Чеченской Республики, по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, а также по начисленным пеням и штрафам» и от 03.09.99 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».
[13] Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2006 № АЗЗ-29103/05-Ф02-3372/06-С1, АЗЗ-29103/05-Ф02-
3373/06-С1; ФАС Дальневосточного округа от 25.07.2007 № Ф03-А59/07-2/1536, от 27.09.2006 № Ф03-А24/06-2/3009; ФАС
Северо-Кавказского округа от 14.12.2006 № Ф08-6250/2006.
[14] Определение Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2007 по делу № А33-11355/2007.
[15] Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.10.2007 по делу № А33-11227/2007.
[16] Пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
[17] Пункт 19 Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа № 1/2006 «По вопросам применения норм АПК РФ, КоАП РФ» (по итогам заседания, состоявшегося 7-8 декабря 2005 г. в г. Екатеринбурге) // СПС «КонсультантПлюс». Раздел «Судебная практика».
[18] Выступление председателя Третьего арбитражного апелляционного суда Д. Н. Шошина на совещании судей данного суда при участии судей ФАС Восточно-Сибирского округа, арбитражных судов Красноярского края, Республики Тыва Республики Хакассия по вопросам привлечения к административной ответственности (25.05.2008, г. Красноярск).
[19] Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2006 по делу № Al 1-2142/2006-К2-21/213; ФАС Западно-Сибир
ского округа от 01.03.2007 № Ф04-1059/2007(31932-А75-32); ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2007 № Ф08-
743/2007-304А.
[20] О понятии «правообязанность» см., напр.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. С. 142; Иванов Р. Л. Проб
лемы законодательной техники в российской Конституции и юридическая практика // Вестник Омского университета.
1999. Вып. 2. С. 152-155; Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Кн. 2. Объективная и субъективная сторона пра
ва. По изданию 1914 г. // www.allpravo.ru - 2003; Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С. 208.
[21] В юридической литературе высказана и противоположная точка зрения. Мировое соглашение допускается, если «нарушитель административных норм <...> признает свою вину, не имел умысла при совершении обнаруженных правонарушений, готов немедленно уплатить часть надлежащей суммы, а государственный орган согласен на такую уступку». См., напр.: Анохин В. С. Мировое соглашение в арбитражном процессе // Хозяйство и право. 2000. № 6. С. 62 (Цит. по: Рожкова М. А. Мировое соглашение в арбитражном суде // Вестник ВАС РФ. 2003. № 9, 10).
[22] Соотношение понятий «акт», «действие», «решение» вызывает споры. См., напр.: Мицкевич Л. А. Правовые акты органов исполнительной власти как форма государственного управления // Оспаривание решений и действий органов публичной власти / Отв. ред. Н. М. Демидова. М., 2007. С. 49 — 66.
[23] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2006 по делу № А43-20524/2005-26-594.
[24] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2003 № А19-13220/02-26-21-Ф02-3660/03-С2.
[25] Определение ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2006 № Ф04-3449/2006(23383-А70-23).
[26] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2003 № А19-13220/02-26-21-Ф02-3660/03-С2.
[27] Случаи заключения таких соглашений или обоснование возможности их заключения в конкретной ситуации, на
пример, указаны в: п. 3 раздела II главы 1 Обзора судебной практики «Применение судами налогового законодательст
ва» (Нагорная Э., Зубкова Е., Кашеварова Ю. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 11. М.: Юридическая
литература, 2004); Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В. В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 305; поста
новлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2005 № А78-1540/05-С2-27/86-Ф02-3887/05-С1 / Цит. по: Алещев И.
Худой мир лучше доброго спора? // ЭЖ-Юрист. 2006. № 34; Чеботарева С. В. Соотношение положений АПК РФ и Фе
дерального закона «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс». См. также: постановления ФАС
Уральского округа от 20.01.2004 № Ф09-4920/03-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2002 № Ф04/1373-
376/А45-2002; ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2006 № АЗЗ-13104/04-С1-Ф02-5715/06-С2.
Опубликовано: 10.07.2012 17:06 Обновлено: 10.07.2012 17:06